Разработки уроков

УРОК МУЗЫКИ ВО 2 классе



Тема урока: «Путешествие в страну Концерт».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: сформировать первичное представление о жанре концерт.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

·         формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;

·         формирование адекватной позитивной самооценки;

·         развитие эмпатии и сопереживания;

·         развитие чувства гордости за свою малую Родину.

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

·         формулировать проблемный вопрос;

·         осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенности языка музыкальных произведений;

·         формирование умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в процессе совместной деятельности;

·         формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные:

·         формирование представление о жанре музыки.

Задачи:

1.       формирование представления о концерте как музыкальном состязании;

2.       введение понятия концерт, солист;

3.       развитие умения прослеживать противостояние солирующего инструмента и оркестра;

4.       развитие слушательной культуры.

Образовательная: познакомить с финалом первого концерта Чайковского, с украинским фольклором, закрепить полученные знания об инструментальных и вокальных жанрах музыки.

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

 

Материалы и оборудование:

1.       Компьютер, проектор, экран, доска

2.       Музыкальный материал (музыкально - ритмическая игра «Паровоз», песня «Папа», танец «У меня, у тебя», фрагмент «Первый концерт» П.И. Чайковский).

3.       Видео (Фрагмент звучания симфонического оркестра, фрагмент из первого концерта I I.И. Чайковского), презентация слайдов к уроку.

4.       Рабочие материалы для индивидуальной работы: индивидуальные листы с заданием «Назови, что это», «Поставьте, буквы по порядку» (Приложение 1,2), нотки - настроения.

5.       Портрет композитора П.И. Чайковского, наглядность страны.

 

Ход урока

(Учащиеся заходят в класс иод песню «Светит солнышко» и встают в круг).

Учитель: Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Ото солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы поприветствуем друг друга.

Учитель: Здравствуйте, девочки (мажорное трезвучие вверх)

Девочки: Здравствуйте!

Учитель: Здравствуйте, мальчики (мажорное трезвучие вниз) Мальчики: Здравствуйте!

Учитель:Ребята, посмотрите у нас сегодня гости, давайте мы с ними гоже

поздороваемся

Дети: Здравствуйте!

Взрослые: Здравствуйте!

Учитель: Меня зовут, Татьяна Валерьевна. Я желаю вам весело провести этот урок, увидеть и услышать много интересного и получить самые яркие впечатления.

Учитель: Ребята, вы слушали разную музыку: веселую и грустную, танцевальную и маршевую, а сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Только я не могу вам пока сказать, в какой стране мы побываем. Это будет путешествие-загадка. А отправимся мы на веселомпаровозе, но по пути у нас будут остановки. Слушаем внимательно названиеостановокивыполняемзадание. Готовы? Встаёмдругзадругомиотправляемся.

Музыкальноритмическаяигра«Паровоз».

Учитель: Вот мы с вами приехали. Давайте присядем на свои места.

(Обращаю внимание на наглядность на доске). Но где же название музыкальной страны? Посмотрите, здесь конверт, давайте прочитаем, что в нём написано (открываю конверт и читаю, что в нём написано): «Чтобы узнать куда вы приехали, выполните задания». Выполним задания?

Ученики: Выполним.

Выполнение индивидуального задания «Назови, что это». Учитель: Ребята, что у вас нарисовано на листочках? Ученики: Музыкальные инструменты.

Учитель: Правильно, это музыкальные инструменты, инструменты симфонического оркестра. Л вы знаете, что такое симфонический оркестр?Ученики: Когда все инструменты играют.

Учитель: Правильно. Симфонический оркестр большой коллектив ив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. (Видео звучания симфонического оркестра). А как вы думаете, в какую музыкальную страну нас может привести симфонический оркестр?

Ученики: Симфонию...

Учитель: В симфонию, но чтобы узнать, в какой мы с вами стране,

выполним еще одно задание.

Выполнение индивидуального задания «Поставьте, буквы по порядку». Учитель: Какая страна получилась? Ученики: Концерт.

Учитель: Правильно. Сегодня мы с вами приехали в страну «Концерт». Как

вы думаете, что такое концерт?

Ученик: Когда выступают, где танцуют, поют.

Учитель: Да, ребята, концерт - это когда выступают артисты перед зрителями. Концерты могут быть разные: симфонические, эстрадные, хоровые, детские, сольные. А я вас сегодня познакомлю с другим понятием «концерт».

Слово концерт с латинского означаетт - «состязаюсь», а с итальянского - «согласие». В чём же здесь секрет? В Италии появились первые концерты, которые стали называть музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Солирующими инструментами могут быть:

фортепиано, флейта, скрипка, арфа и. т.д. Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром и в тожевремя он согласует с ним свою игру.

На экране - портрет П.И. Чайковского.

Учитель:Ребята, кто-нибудь узнал этого композитора? (П.И. Чайковский)

Учитель: Молодцы, ребята! Это - Пётр Ильич Чайковский. Он одним из самых величайших композиторов в истории музыки.

- Скажите, пожалуйста, какие произведения Петра Ильича Чайковского вы когда-нибудь слышали? (Ответы детей.)

 

Учитель: Пианистам всего мира известен «11ервый концерт для ф

с оркестром» Г1. И. Чайковского. Именно это произведение з 1ит на

Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит е имя.

Послушайте, пожалуйста, как звучит главная тема первой части шцерта Чайковского.

Прослушивание и просмотр фрагмента главной темы концерта.

Учитель: Кто сейчас участвовал в концерте? (Симфонический жестр, солист-пианист)

Учитель: Солист просто исполнял свою партию или старался «не грагь» оркестр?

Учитель: Что происходит между солистом и симфоническим о| стром? (Состязание)

Учитель: Кто участвовал в музыкальном состязании? (Форт» ано и симфонический оркестр).

Все вы знаете великого русского композитора П.И Чайковского, и ( тс мы с вами послушаем «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» и ; ышим, как солирующий инструмент фортепиано соревнуется с симфоческим оркестром (Видеофрагмент из «11ервого концерта» II.И. Чайковск! Учитель: Что вы услышали в музыке? Ученики: ответы детей.

Учитель: Солирующий инструмент - фортепиано, как бы соревнуется с оркестром и в гоже время они согласуют звучание друг с другом. Учитель: Предлагаю в пары встать и потанцевать. Физминутка. Танец «У меня, у гебя»

Учитель: Молодцы. Мы с вами говорили, что концерты бывают разные. Есть концерты, где артист поёт перед публикой. Чтобы крас! ю петь, нужно правильно брать дыхание (Работа над дыханием)

Учитель: Делаем глубокий вдох, чтобы дыхания хватило ш всю музыкальную фразу, но плечи не должны подниматься. Упражнение «Дыхательная зарядка» из опыта Л. Казарновской. Учитель: А теперь активно скажем слог па. А сейчас за мною повтори. Па - па-па па - па,

Па - па-папа-па, 11а-па-па па-папа-па, па-па. Ну а теперь споём. Сначала я, а потом вы. Па - па-па па - па, Па - па-папа-па, Па-па-па па-папа-па, па-па.

Учитель: Скоро будет праздник 8 марта, и скажите, кто поздравляет мам с

этим праздником?

Ученики: Девочки, мальчики,

Учитель: Сейчас мы с вами исполним веселую песню, которая мвается «Папа». Я буду солистом, и петь куплеты, а вы будете, по моей р\ к вместе петь припев. Готовы? Песня «Папа».

Учитель: Молодцы.

Учитель: В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

Что такое концерт?

Кто такой солист?

Что нового вы узнали о концерте?

Какому событию мы посвятили песню?

А сейчас я вам предлагаю взять нотку с таким настроением, с I- жим вы уйдёте с урока и подарить нотку солнышку. (Дети берут со стола нотки и прикрепляют на доску).

Учитель: На этом наше путешествие в страну Концерт закончилось. До свидания.

Ученики: До свидания.

Учитель: Садимся в паровоз и отправляемся в путь.

Выход из класса под музыкально - ритмическое упражнение «Паровоз».

УРОК  МУЗЫКИ В 3 классе  

Тема: «Контрасты в музыке и жизни. Как музыка рассказывает истории, в которых нет контрастов».

Задачи:

- введение в тему четверти «Построение музыки. Формы музыки», знакомство с понятием «контраст»; слушание фрагмента 3 части симфонии №6 Л.Бетховена, сочинение вокальной импровизации к стихотворению, разучивание песни “Ручеёк” муз. Ю.Семеняки, сл. А.Русака;

- развитие навыков вокальной, музыкальной и пластической импровизации, развитие звуковысотного слуха, исполнительских и коммуникативных навыков;

- воспитание положительного отношения к классической музыке, творческого отношения к действительности, воспитание внимательного отношения к другим людям.

Ход урока.

Новый материал.

На доске написано стихотворение И.Никитина:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В жарком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Ученикам предлагается прочитать стихотворение и определить, сколько в нём настроений.

- О чём рассказывается в стихотворении?

- Какой перед нами предстаёт весна?

- Как наступает весна? (Постепенно.)

- О каких помощниках весны идёт речь?

- О чём идёт речь в строках «В жарком золоте»? (О солнце.)

Распевание. Класс делится на 4 группы. Каждая группа после выбора карточки с номерами от 1 до 4 озвучивает одну из строчек стихотворения. Можно предложить ребятам записать её в виде линии или ещё каких-либо знаков на доске:

Весна



Журавли (л-лл-ллл или курлы-курлы в верхнем регистре)

Солнце (длинные звуки в восходящем движении)

Ручьи (причмокивание или шлёпание губами с шорохом ладоней)

Репетиция по группам и последующее исполнение композиции.

- Какое настроение мы предали в нашем исполнении?

- Менялось ли оно? (Нет.)

Открывается ключевое слово урока.

КОНТРАСТ

- Что такое контраст? (Противоположность.)

- Назовите мне всевозможные контрасты, которые есть в нашем классе. (Окно – стена, пол – потолок и т.д.)

- Было ли противоположное настроение в стихотворении Никитина? (Нет.)

- Как вы думаете, сколько частей будет в нём? (Одна.)

Вывод: если в музыке нет контраста, то в ней будет одна часть.

1 настроение = 1 часть.

На уроках 4 четверти мы узнаем как можно «построить» музыкальное произведение и научимся сами сочинять маленькие музыкальные произведения из 1 и нескольких частей.

- А сейчас на уроке мы продолжим говорить о контрастах в музыке и жизни.

Детям предлагается послушать песню «Ручеёк» и определить, есть ли в ней контраст. Для того, чтобы не ошибиться, ребятам предлагается дирижировать во время слушания песни.

Учитель исполняет песню «Ручеёк».

Анализ ответов.

Разучивание песни с пластическим интонированием.

Слушание музыки.

- По следующему зёрну интонации определите, каков характер музыки. (1 слушание в фортепьянном изложении первых тактов вступления: интонация марша – маршевый характер.)

- Меняется ли характер в процессе развития музыки или нет?

2 слушание с движением в характере музыки. (Физкультминутка.)

- Сколько частей в прослушанном нами фрагменте? (Одна, т.к. нет контраста.)

- Как вы думаете, на какой слог легко пропеть данную мелодию: ля-ля, а-а, тра-та-та? (Анализ ответов.)

- Почему вы так решили?

Разучивание и исполнение мелодии 6 симфонии Бетховена.

Музицирование.

- Как вы думаете, какие музыкальные инструменты будут уместны для исполнения музыкального сопровождения к данному фрагменту? (Барабаны, брусочки, палочки и т.д.)

Сочинение и исполнение музыкальных импровизаций.

3 слушание фрагмента в оркестровом изложении с музицированием.

- Какие музыкальные инструменты звучали? Как можно назвать их одним словом? (Оркестр.)

- Звучал народный или симфонический оркестр?

- Как называется музыкальное произведение, звучащее в исполнении симфонического оркестра? (Симфония.)

Повторение определения симфонии с жестами:

Симфония – это большое музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра.

Запись в тетради: Л.Бетховен, симфония №6, фрагмент 3 части.

Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое контраст?

- Сколько частей в произведении, если в нём одно настроение?

Выставление оценок.

Рефлексия.

- Кому понравился урок? - Кто доволен своей работой на уроке? - Кто не доволен своей работой на уроке? Почему?

 

УРОК МУЗЫКИ В 1 классе

Как музыка передает чувства человека

Цель: показать, как музыка передает чувства человека

Задачи:

образовательные: способствовать расширению музыкального кругозора через знакомство с новыми произведениями.

развивающие: Развивать вокально-исполнительские навыки, музыкальный слух и память.

воспитывающие: пробуждать эмоциональную отзывчивость на музыку через слушание, обогащать внутренний мир детей

Тип занятия: комбинированный

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3. сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

4. сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

5. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

Личностные:

1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Методы: беседа, наглядно - слуховой анализ, сравнение.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, муз. запись

Литература: Алтарева С.Г., Хромова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.А. Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 кл. Москва 2006 г.

План занятия:

-Музыкальное приветствие 1 минута

-Беседа о настроении 1 минута

-П.И.Чайковский 1 минута

-Прослушивание пьесы «Болезнь куклы» 5 минут

-Прослушивание пьесы «Новая кукла» 5 минут

-Физминутка 3 минуты

-Разучивание попевки 7 минут

-Разучивание попевки 5 минут

-Подведение итогов 2 минуты

 

 

 

Ход занятия:

Педагог: Меня зовут Анастасия Николаевна, и по традиции наше занятие мы начнем с музыкального приветствия:

 

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

 

 

П: Самые распространенные чувства, которые испытывает любой человек, взрослый и ребенок это радость и грусть. Именно радость и грусть отражены в музыке многих композиторов.

Сегодня мы с вами будем слушать, и исполнять произведения грустные и веселые по настроению.

- Ребята посмотрите на экран, вам знаком этот человек? П.И.Чайковский

А в какой стране он жил? (В России)

- Молодцы!

Он жил более ста лет назад, но музыку его знают, любят и исполняют во всём мире. Он сочинял музыку и для взрослых и для детей. П.И.Чайковский любил детей, часто приезжал в дом своей сестры навестить племянников; сочинял для них пьесы, в которых рассказывал о злой Бабе-Яге, о деревянных солдатиках, а кукле, которая заболела, о весёлой игре лошадке и др. Эти пьесы он поместил в сборник под названием «Детский альбом».

 

Сейчас мы с вами прослушаем пьесу из детского альбома Чайковского, «Болезнь куклы»

- Определите настроение? ( жалобное, грустное)

Ребят, а может ли кукла заболеть? Ведь она не живая! А у Чайковского болезнь куклы означает, что она сломалась .И мы понимаем что девочке жалко свою любимую куклу поэтому она грустит и плачет!

-А сейчас прозвучит еще один музыкальный фрагмент из цикла детского альбома «Новая кукла»

-Какое у нее настроение? ( радостное, веселое)

Верно, так как у девочки появилась новая кукла!

-Ребята, а эти два произведения отличаются друг от друга? Или похожи по характеру? ( отличаются, новая кукла – восторг девочки)

-молодцы.

 

А сейчас мы проведем физминутку:

Видеть солнце это радость?

Радость, радость, радость

Улыбаться маме это радость?

Радость, радость, радость.

Помириться с другом это радость?

Радость ,радость, радость

Получить подарок это радость?

Радость, радость, радость

Быть крепким и здоровым – это радость?

Радость, радость, радость!

 

П: Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с двумя коротенькими произведениями!

-Послушайте первую попевку «Тень, тень..»

-Определите настроение (шутливая, веселая )

Мы ее с вами разучим, но для начала прохлопаем ритмический рисунок «на ладошках»

 

- Разучивание попевки по фразам:

 

Тень, тень, потетень, выше города плетень

Сели звери на плетень похвалялися весь день.

-молодцы ребята!

 

 

П: Ребята, послушайте вторую попевку «Догадалась мама» определите ее настроение.

ответы детей: грустное, печальное (так как ребенок разбил вазу, и ему обидно за свой поступок!)

- А как движется мелодия, поступенно или скачкообразно?

ответы детей (поступенно)

-молодцы!

 

Разучивание попевки:

 

Догадалась мама сразу,

Кто разбил сегодня вазу.

 

 

Итог:

-Какая музыка по настроению сегодня звучала?

- Какие звучали веселые произведения, а какие грустные?

 

Музыкальное прощание:

-До свидания дети

-До свидания!

Урок музыки в 4 классе 

Тема:    Музыка рассказывает о прошлом нашей Родины.

Цель:    сформировать представление у учащихся о роли в музыке в отражении исторических событий

Задачи:

1.     Осмыслить понятие  «музыка в усадьбе»;

2.     Ознакомить учащихся с музыкальными произведениями, в которых нашли отражение исторические события;

3.     Закрепить представление о связи музыки с жизнью;

4.     Формировать слушательскую культуру учащихся.

Оборудование:

Учебник 4 класса, ноутбук, компьютер, телевизор, презентация

Музыкальный материал:

Музыкальное приветствие

Полонез Огинского ля-минор «Прощание с Родиной»

Полонез №9 М. Радзивилл

Песня из мультфильма «Волшебный бал»

Физкультминутка «Жираф»

Док.фильм «ЕВРОПА ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ» (МИР, НЕСВИЖ, НОВОГРУДОК)

В презентации использованы фотоматериалы композиторов, усадеб, старинных танцев и костюмов.

Раздаточный материал:

Тестовые задания,

Слова песни из мультфильма «Волшебный бал»

 

Ход урока

Музыкальное приветствие

1.                     Сегодняшний урок мы начнем с загадки. Посмотри, пожалуйста, на экран, может кто-то из вас знает,что это за место и где оно находится? «ЕВРОПА ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ» (МИР, НЕСВИЖ, НОВОГРУДОК - фрагмент)

Правильно, это Мирский замок. И сегодня мы с вами будем говорить о замках, и что их связывает с музыкой. А другими словами мы познакомимся  с музыкой, которая рассказывает о прошлом нашей Родины.

2.                     И так, давайте с вами немного помечтаем и представим, какая должна была быть музыка в усадьбах? (презентация кадры усадьб)

3.                     Самые популярные и знакомые многим любителям музыки музыкальные произведения того времени дошли и до наших дней. Михал Клеофас Огинский, родился 7 октября 1765 года недалеко от Варшавы, в имении Гузово. Во времена речи Посполитой, проходила полонизация белорусской знати. Предки Огинского – именно из таких ополяченных белорусов. Когда то их фамилия была – Глушонки – и жили они на Могилевщине. Провославные Глушонки – стали католиками Огинскими, когда им было подарено имение «Огинты». Род Огинских был одним из наиболее богатых в великом княжестве Литовском.  В Краковое началось восстание за независимость Польши, которое возглавил Тадеуш Костюшко. Восстание охватило всю страну. Себя М.Огинский называл гражданином, солдатом  революции. Свои незаурядные музыкальные способности он посвятил делу свободы. Для воинской части,  которой он командовал, написал марш. Первые свои произведения М.Огинский написал еще в 1792 году в Варшаве. Одним из произведений был полонез, который стал самым любимым до конца жизни.

И сейчас мы с вами послушаем полонез М.Огинского

Слушание полонез М.Огинского «Прощание с Родиной»

Какие чувства, настроения вызывает у вас эта музыка?

Что, по вашему мнению, композитор хотел сказать этим произведением?

Какое название дали бы вы этому произведению?

4.                     В замках, усадьбах устраивали «маленькие версали», где царил нескончаемый  праздник, наполненный красочностью и многозвучием балов, маскарадов, охот и фейерверков. В те времена считалось делом чести превзойти соседей и самого короля в роскоши и представительности двора. Аристократы были не только богатейшими, но и образованнейшими людьми своего времени. Они не жалели средств на создание типографий, библиотек, коллекционирование живописных полотен, изделий декоративно – прикладного искусства и музыкальных инструментов, постановки драматических и музыкальных спектаклей. Еще с одним таким представителем аристократической фамилии мы с вами сейчас и познакомимся. Матей Радзивилл, представитель знаменитого рода, родился в 1749 году (умер 1800). Драматург, композитор, живший в Несвиже. Он написал либретто оперы «Агатка, или Приезд пана» (музыка Яна Давида Голанда). Сегодня это произведение частично восстановлено. Но мы с вами послушаем полонез Матея Радзивилла. В третьем классе мы с вами знакомились с полонезом, и я надеюсь, что вы без труда сможете ответить, что такое полонез.

Слушание Полонез №9 М.Радзивилл.

5.                     Наверное, вы немного устали, и я вам предлагаю отвлечься  немного, отдохнуть. Давайте встанем и на минуточку побудем с вами прекрасными животными, у которых есть и пятна, и шерстка и даже складочки. Смотрим все на меня и повторяем все движения дружно с улыбкой в глазах.

Физкульминутка «Жираф»

Ну, вот мы с вами немного отвлеклись от прошлого времени. И я вам опять предлагаю окунуться в те прекрасные времена, когда в замках царили балы, музыкальные спектакли. Но мы с вами окунемся в необычный замок, а волшебный, сказочный замок и побываем на балу сказочных героев. И сегодня мы с вами разучим песенку из мультфильма «Волшебный бал»

Песенка из мультфильма «Волшебный бал» -  прослушивание и разучивание

6. У вас на столе лежат тестовые задания сегодняшнего урока. Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили сегодняшний урок. Ответив на поставленные вопросы, вы должны будете обменяться своими ответами и проверить правильность ответов. Поставить свою оценку сначала себе, а потом соседу. А затем эти тесты вы сдадите мне для проверки.

Тест:

7.Скажите, какая тема сегодняшнего урока?

Что нового вы узнали и услышали на уроке?

С какими композиторами вы познакомились?

 

Вы были сегодня активные, молодцы. Правильно давали определение музыки, правильно называли композиторов и были внимательными слушателями. А теперь в заключение нашего урока прошу вас дать оценку мне и нашему уроку.

Если вам понравился урок попрошу вас похлопать в ладоши. Если вы не весь материал, использованный на уроке, усвоили полностью, поднимите пальчик правой руки вверх. А если вам урок не понравился и вы ничего не поняли и не запомнили, то просто присядьте на свои места.

Спасибо вам всем за урок и до новых встреч.

 

Приложение 1

Тест:

1.     Полонез «Прощание с Родиной» написал:

 Шопен, Огинский, Монюшко

2.     Родина Огинского

 Залесье, Варшава, Гузов

3.     Полонез - это

танец, песня, марш

4.     Какое произведение написал М.Радзивилл

Полонез №9, Величественный танец, Мазурка

5.     Какую песню мы разучили на уроке:

«Музы Несвижа», «Агатка или Приезд пана», «Мирский замок»

Приложение 2

Текст песни «Из мультфильмов - Волшебный Бал»

На балу любимых сказок,

Колдовство всегда бывает.

Фея палочкой волшебной,

Двери замка открывает.

И как будто во  сне прекрасном,

Может там за этой дверью,

Где-то чудо притаилось,

То, в которое я верю.

 

Здесь играют музыканты,

Королевского оркестра.

Правит бал волшебной скрипкой,

Восхитительный маэстро.

Неожиданно, случайно,

Замер в воздухе смычёк,

По тому, что кто-то в танце,

Потерял свой башмачок.

 

В мир волшебных ярких красок,

К ним плывут со всех морей,

Принц и гномы с Белоснежкой,

В кораблях морских царей.

Здесь Дюймовочка с Мальвиной,

Золушка спешит на бал,

Здесь веселый Буратино,

Начинает карнавал!

 

Урок музыки в 4 классе

Тема: Танцевальная культура моего народа

 

Цель: обобщить представления учащихся о танцевальной культуре белорусского народа.

Задачи:

1)        ознакомить учащихся с жанровым многообразием белорусских танцев;

2)        выявить характерные признаки белорусских народных танцев;

3)        совершенствовать умение выразительно исполнять танцевальные движения;

4)        формировать творческие (композиционные) умения.

Музыкальный материал: Б.н.п.-т. «Мікіта”, “Юрачка”, “Янка-полька”, “Лявоніха”.

ТСО: Аудиомагнитофон, видеофильмы, телевизор.

Ход мероприятия

На доске помещены фотографии танцевальных коллективов Беларуси.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в новой четверти. Давайте настроимся на музыкальный лад и выучим новое распевание.

-Коў, коў кавалёк

Падкуй сапажок.

Я не буду каваць

Мае ручкі баляць.

Дети поют по звукоряду вверх и вниз, подымаясь по ступенькам всё выше и выше.

Учитель: На уроках музыки в этом году мы знакомимся с культурой Белорусского народа. В первой четверти мы обратили  внимание к обрядовым песням и белорусским народным инструментам. Сегодня, наш урок посвящается ещё одному виду искусства. А какому, сейчас мы узнаем, разгадав  кроссворд.

  1. Человек, который пишет стихи
  2. Белорусский народный инструмент.
  3. Государственная песня страны.
  4. Наша Родина.
  5. Народный инструмент (звук извлекается при помощи молоточков)

Танец – это древнейший вид искусства. Он сопровождал людей с давних времён. Сначала это были трудовые движения, а затем они переросли в танцевальные. Например, существуют такие танцы как: «Шастак», «Юрачка», «Таўкачыкі», «Млынок», «Весялуха», «Крыжачок», «Мікіта», «Янка-полька», «Лявоніха».

Один из них мы уже с вами знаем. Сейчас мы с вами посмотрим один из белорусских танцев, попробуйте отгадать его название

На экране видеофильм с танцем «Микита»

-Какой характер у этой песни? (весёлый, шутливый, подвижный…)

Вы обратили внимание, что я говорю танец, а мы поём? Так вот, в Беларуси широко распространены песни-танцы. Они исполняются с инструментальным сопровождением. Они отличаются весёлым характером, быстрым, подвижным, стремительным движением. Наиболее известными стали: «Юрачка», «Лявоніха», «Мікіта», «Янка-полька», «Бульба-полька». Давайте послушаем их.

 «Янка-полька» прослушивание со словами.

Янка стаіць на гары,

А я стаю ў даліне

Янка сее кавуны.

А я журавіны.

Журавіны не ўзышлі

Кавуны пасохлі.

Ка мне дзеўкі не хадзілі

Каб яны падохлі.

«Янка-полька» прослушивание без слов (инструментальное исполнение).

-Какой характер?

-Какие инструменты слышали?

-В чём отличие?

 «Янка-полька» танцуют выполняя произвольные движения.

-Следующий танец «Лявоніха». (Прослушивание со словами)

Ой,Лявоніху Лявон палюбіў

Ляванісе чаравічкі купіў

Ляваніха душа ласкавая

Чаравічкамі палясківала.

Ой, Лявоніха мне жонка была

Немытую мне кашулю дала

Немытую не качаваную

У суседа пазычаваную.

«Юрачка» (прослушивание со словами).

Ой, ты Юрачка

Што не жэнішся

Прыдзе зімачка

Куды дзенешся.

І сталяр Юрка

І маляр Юрка

І шавец Юрка

І кравец Юрка

Не жанюсь, не жанюсь,

Бо жонкі не хачу.

Не жанюсь, не жанюсь,

Бо жонкі не хачу.

-А сейчас все песни-танцы прозвучат в одном танцевальном попурри. Вам нужно узнать и назвать их. Посмотрим, кто самый внимательный.

«Бульба-полька» разучивание песни (исполнение учителем).

-Как звучит мелодия?

-О чём говорится в этой песне?

-Похожа ли она на прослушанные танцы? Почему?

Разучивание песни с припева. Проговаривание слов, простукивание ритма.

Исполнение первого куплета с припевом всем классом, по рядам, отдельными учениками.

– Белорусские танцы и сегодня, очень популярны. Они исполняются любительскими и профессиональными коллективами в нашей стране и за ее пределами. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

-Какие песни-танцы вы знаете? Назовите.

-Чем они похожи друг на друга?

-Как вы думаете, зачем танцу слова?

-Мне понравилось как вы работали на уроке. Молодцы.

- Ребята, вам понравился наш урок? А что больше всего запомнилось? Как вы думаете, что нужно делать для сохранения народных танцев? (ответы детей)

Подведение итогов урока

Рефлексия. На столе лежат картинки с танцующими мальчиками и девочками. Прикрепить на доску к тому танцу, который больше всего понравился детям (на доске заранее прикреплены названия разных бел. нар. танцев, приготовлены магнитики).

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Указом Главы государства 2024 год объявлен Годом качества Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 375 “Об объявлении 2024 го...