Гуляева _Контрольно-оценочная деятельность на уроках музыки
https://fliphtml5.com/ahjk/btxy/basic
Таблица терминов для определения характера звучания музыки.
замирая |
с воодушевлением |
удрученно, подавленно |
воинственно |
с нежностью |
подвижно |
очень легко |
с силой, крепко |
ласково |
страстно |
решительно |
сердечно |
грузно, тяжеловесно |
мягко, нежно |
возбужденно, взволнованно |
плачевно |
очень мягко, очень нежно |
маршеобразно |
великолепно, с блеском |
жалобно |
легко |
спокойно |
грустно, жалобно |
торжественно, величаво |
рассказывая |
изящно, красиво |
с грацией |
религиозно |
мрачно |
слезливо |
строго, сурово |
энергично |
с огнем |
со страстью |
героически |
повелительно |
решительно |
выразительно |
горячо, пылко |
сильно, бодро |
спокойно |
меланхолично |
шутливо |
дико, свирепо |
комически |
просто |
празднично |
стремительно, бурно |
чувствительно |
гордо |
уменьшая силу и скорость |
серьезно |
свежо |
Певуче |
замирая |
похоронно |
Капризно |
приятно, нежно |
бешено |
с любовью |
с грустью |
шутливо, игриво |
с выражением |
с силой |
радостно, весело |
Блестяще |
с простотой |
пышно, великолепно |
с жаром, тепло |
одухотворенно, одушевленно |
грациозно |
Печально |
шумно, бурно |
воинственно |
таинственно |
Тест – загадка.
1.
на каком языке исполняется песня?
(Немецкий, английский, французский)
2.
В какой стране родилась эта народная песня?
(Австрия, Америка, Венгрия)
3.
В каком музыкальном стиле исполнена?
(Кантри, джаз, блюз)
4.
Назовите солирующий во вступлении и в проигрыше
инструмент.
(балалайка, гитара, банджо)
5.
Выберите элементы музыкального языка, соответствующие
исполненной песни.
(лад – мажор, минор;
темп – быстрый, медленный, сдержанный; ритм – пунктирный, ровный,
синкопированный; форма – куплетная
, одночастная ; характер
исполнения)
6.
Жанр произведения.
(марш, танец, песня)
7.
Выберете имя девушки, упомянутое в песне.
(Светлана, Настасья, Сюзанна)
Рекомендации
по организации безотметочного обучения
учащихся третьих классов
по учебному предмету «Музыка»
Обучение музыке в 3 классе осуществляется на содержательно-оценочной основе. На уроках используется словесно-содержательная оценка результатов учебной деятельности учащихся.
Безотметочное обучение музыке предполагает гармоничное сочетание внешней и внутренней оценки. Внешняя оценка осуществляется учителем и одноклассниками, внутренняя оценка – самими учащимися.
Превалирование на уроках музыки коллективных форм музицирования обусловливает особое внимание к выработке у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов учебной деятельности. В процессе коллективного исполнения музыкального произведения учитель часто оказывается включенным в исполнительский процесс. В этой связи такие виды деятельности, как вокальное и инструментальное музицирование в большей степени ориентированы на внутреннюю оценку. В том случае, если музыкальное произведение предполагает возможность сольного исполнения или импровизации, необходимо сочетать внутреннюю оценку с внешней. Широкие возможности для формирования у учащихся умений самостоятельного оценивания результатов учебной деятельности предоставляет слушание музыки. Результаты индивидуального восприятия музыки обычно корректируются в процессе последующего коллективного обсуждения, что способствует становлению у учащихся адекватной оценки собственной учебной деятельности. Сочетание внешней и внутренней оценки также является целесообразным в процессе интерпретации музыкального образа, при составлении исполнительского плана музыкального произведения.
В оценке выделяются количественная и качественная составляющие. Количественная составляющая позволяет соотносить результаты учебной деятельности учащихся с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Музыка». Посредством количественной составляющей фиксируется динамика учебных достижений учащихся. Качественная составляющая оценки отражает отношение учащихся к предмету в целом и к отдельным видам музыкальной деятельности. Посредством качественной составляющей оценки фиксируется динамика развития музыкальных и коммуникативных способностей, а также мышления, внимания, воли.
В процессе обучения музыке учащихся третьих классов используются различные виды контроля. В начале года следует осуществить предварительный контроль, который позволит установить исходный уровень обученности, общего и музыкального развития учащихся. Содержание предварительного контроля должно соответствовать требованиям к уровню музыкального развития учащихся второго класса, приведенным в учебной программе по учебному предмету «Музыка».
Формы и методы осуществления контроля должны соответствовать специфике предмета. Рекомендуется сочетать тестовые задания, разработанные национальным институтом образования, с различными формами практической музыкальной деятельности. На основании результатов предварительного контроля учитель разрабатывает стратегию обучения.
Поурочный контроль позволяет проследить за динамикой учебных достижений и развития учащихся. Тематический контроль в третьем классе осуществляется один раз в четверть. Этот вид контроля направлен на проверку результативности усвоения учащимися тем «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки». Содержание контроля должно соответствовать вопросам и заданиям, приведенным в учебном пособии «Музыка. 3 класс». Для осуществления тематического контроля рекомендуется использовать тестовые задания, разработанные Национальным институтом образования, в сочетании с различными видами практической музыкальной деятельности.
Уровни усвоения учебного материала определяются в соответствии с показателями, приведенными в нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету «Музыка».
В процессе обучения учитель ведет систематический учет усвоения детьми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы по учебному предмету «Музыка». Основным документом учителя является классный журнал. Он заполняется в соответствии с календарно-тематическим планированием. Отметки в классный журнал не выставляются.
С целью формирования умений оценочной деятельности на уроках учащимися могут быть использованы тетради самооценки. Содержание тетрадей самооценки структурировано в соответствии с темами, приведенными в примерном календарно-тематическом планировании по учебному предмету «Музыка». В тетради самооценки учащиеся выполняют задания с использованием нотной записи. Здесь же приведены основные музыкальные термины, используемые в рамках урока. Рекомендуется проверять тетрадь самооценки не реже одного раза в четверть.
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету "Музыка"
Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта по предмету "Музыка" к уровню подготовки учащихся по следующим основным содержательным линиям:
— содержание и язык музыкального искусства;
— функционирование музыки в жизни;
— отечественная и мировая музыкальная культура.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в сочетании практической и устной форм посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий (включая творческие задания), содержащихся в учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах.
Тематический контроль осуществляется в сочетании практической и устной форм посредством проведения фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий (включая творческие задания), содержащихся в учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.
Установление показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:
Уровни усвоения учебного материала | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
Низкий | Распознавание или различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Распознавание и различение основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приемов, предусмотренных учебной программой. |
Удовлетворительный | Восприятие музыкального образа на уровне переживания; определение настроения, выраженного в музыке. Осуществление вокального и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой. |
Средний | Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Наблюдение за развитием музыки, выявление и объяснение изменений темпа, динамики, тембра, регистра, лада; выявление контрастов и повторов, определение формы музыкального произведения. Осуществление вокального и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объеме музыкального материала, предусмотренного учебной программой. |
Достаточный | Высказывание оценочного сужденияпо поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др. Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств в процессе вокального и инструментального музицирования. Использование различных способов развития музыкальной мысли в процессе сочинения и импровизации. |
Высокий
| Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения; воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели или пластического образа, соответствующих характеру музыки. Создание исполнительского плана и его самостоятельное воплощение при помощи соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокального и инструментального музицирования. Свободная импровизация. Использование широкого спектра выразительных средств в процессе сочинения. |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок – существенных или несущественных.
К категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, не знает средств музыкальной выразительности, музыкальных форм и исполнительских составов (в рамках программы).
К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции и др.
Класс ____________
______________ четверть
№ н/п |
Ф.И. учащегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель музыки
Н.В.Коновалова
Условное обозначение.
«+» - да
«-» - нет
«?» - испытывает затруднения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий